Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района  Санкт-Петербурга 

телефоны

226-24-92

226-54-98

otv.gbdou4@obr.gov.spb.ru

Группа № 6

 

Воспитатели:

Голландских Алла Михайловна

Пакишиня Яна Сергеевна

 

 

Помощник воспитателя:

Климова Яна Дмитриевна

 

 

Голландских А.М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 4

Красногвардейского района Санкт – Петербурга

 

Роль игры в организации театральной деятельности дошкольников

      Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр –  один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

     Французский писатель и философ Мишель де Монтень сказал: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

     Рассматривая активные методы обучения, в дошкольном образовании которые, побуждают ребенка к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом,  делящиеся  по форме на: неимитационные и имитационные,  отличительной чертой которых является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной деятельности).  Имитационные методы в свою очередь делятся на неигровые и игровые.  К игровым имитационным методам в дошкольном образовании относятся разыгрывание ролей применяемых в театрализованной деятельности.  

Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр.

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного  об­раза на личность. Театр помогает решить много актуальных проблем связанных:

*    с художественным образованием  и воспитанием детей;

*    формированием эстетического  вкуса;

*    нравственным воспитанием;

*    развитием коммуникативных качеств личности;

*    воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

*    созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

     Используя театрализованные игры в воспитательно – образовательном процессе, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

 

Социально-коммуникативное развитие включает в себя:

*    формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

*    воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

*    воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

*    развитие эмоций;

*    воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

 

Познавательное развитие подразумевает:

*    развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

*    наблюдение за поведением людей и животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)

*    обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

*    развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

 

Речевое развитие:

*    содействие развитию монологической и диалогической речи

*    обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

*    овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

 

Художественно-эстетическое развитие

*    приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

*    развитие воображения;

*    приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

*    создание выразительного художественного образа;

*    формирование элементарных представлений о видах искусства;

*    реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 

Физическое развитие

*    согласование действий и сопровождающей их речи;

*    умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

*    выразительность исполнения основных видов движений;

*    развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.

 

 Театрализованные игры делятся на 2 основные группы:

*    режиссёрские

*    игры – драматизации.

 В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе.

   В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

     Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность  раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мыш­ление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус де­тей.

     Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное твор­чество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопозна­нию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усили­вая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Литература

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание,2005. -№4.

2.Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах Ростов – на –дону 2016.

3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.

5. Буренина А.И., Родина М.И. Кукляндия. – СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2008

6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"